Наша школа
Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность в школе «Росинка»


Внеурочная деятельность школы всем спектром предоставляемых образовательных услуг стремится создать вариативный уровень содержания образования, который позволяет индивидуализировать образовательную траекторию развития обучающихся, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы, естественную потребность в профессиональном самоопределении.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основного. И чем выше уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые может удовлетворить дополнительное образование. Развитие вариативного образования придает дополнительному образованию особую актуальность.

В нашей школе внеурочная деятельность представляет собой разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного образовательного пространства. Структурно внеурочная деятельность в ЧУ ОО СОШ «Росинка» представлена следующими направлениями:
Интеллектуальное направление.
1. Занимательная математика
2. История (олимпиадные задания)
3. Ментальная арифметика
4. Секреты орфографии
5. Задачи на исследование
6. Занимательная физика
7. Физика (олимпиадные задания)
8. География (олимпиадные задания)
9. Математика (олимпиадные задания)
10. Репетитор – повышение грамотности
11. Биология (олимпиадные задания)
12. Право
13. Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
14. Факультативный курс «Основы проектной деятельности»
Занятия направлены на развитие логики и мышления. Умение мыслить в критических ситуациях, обрабатывать и использовать большой объем информации.

Общекультурное направления

Медиацентр «РосинкаNEWS»
В творческой атмосфере, при индивидуальном подходе к ребенку, педагог помогает определить и развивать круг интересов и возможностей обучающихся.

Инженерное направление


Легоконструирование

Уроки компьютерного моделирования

Конструирование по схеме, рисунку и собственной фантазии великолепное средство для развития интеллектуальных способностей. Это возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир.

Духовно-нравственное направление реализуется через проектную деятельность и тематические классные часы, организацию и проведение экскурсий, акций, посещение театров, встреч с интересными людьми и других внеклассных мероприятий.

Социальное направление
Логопедические занятия (коррекция и развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, развитие ораторского искусства)
Ежегодное участие в благотворительной акции «Подари жизнь»
Участие в социальных акциях
Психологические тренинги и социальное проектирование
Курс «Финансовая грамотность»
Программа «Образовательный туризм»

Социальное направление способствует гармоничному развитию социально активной личности ребенка и представлено

Образовательный туризм
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия – важнейшая закономерность развития современного сообщества. Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей.

В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ученик осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам (См.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. –Париж, 1997. – С. 52).

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
• отражение в учебном материале гуманистических идей;
• характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
• раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
• приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образов осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».
В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:
- Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.

Реализация данных стратегических приоритетов предполагает следующие направления поликультурного образования:
• знакомство учащихся с культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
• формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
• развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
• воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, которая позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и в специальных курсах по истории культуре отдельных народов. Однако в нашей школе помимо этого значительную роль в этой работе отведено образовательному туризму.

В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве в реализации проекта «Культура мира в России – год 2000» была разработана комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира» (См.: Постановление Правительства Москвы от 30.11.99 № 1100). Данная программа признала, что образование во всех его формах является основным каналом распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. В связи с этим признано необходимым стимулироватьразвитие системы воспитания в духе культуры мира в образовательных учреждениях, поощрять стремление учащихся к овладению возможно большим числом языков народов России и других стран мира, развивать образовательный туризм как эффективного средства усвоения культуры народов мира, достижений мировой культуры и современных цивилизаций.

1. Общие положения

Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

2. Основные задачи
2.1. Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории.
2.2. Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности.
2.3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма – это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования. Учащиеся – это будущие рядовые бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с мировой культурой очно.

3. Основные направления
3.1. Московское направление. Экскурсионная деятельность в этом направлении является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она реализует региональный компонент учебного плана «Москвоведение».
Сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана.
3.2. Российское направление.
Знакомство с историей России, ее культурными традициями.
3.3. Международное направление.
- Знакомство с историей и культурой других цивилизаций, стран, народов.
- Знакомство с культурой народов стран изучаемых иностранных языков.
3.4. Социально-педагогическое направление.
- Погружение в среду изучаемых языков.
- Участие в благотворительной акции «Подари жизнь»
- Знакомство с миром профессий.
- Социальная адаптация к окружающему миру воспитанников дошкольного отделения и начальной школы.
- Участие в психологических программах
- Летние лагеря отдыха.

4. Средства достижения.
Средством достижения этой цели является проектная и исследовательская деятельность учащихся.

5. Формы образовательного туризма
- Выездные лагеря
- Туристические поездки
- Комплексные проекты
- Исследовательские проекты
- Занятия в музеях
- Многодневные экскурсии
- Заочные экскурсии
- Многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.

6. Из истории образовательного туризма
В истории культуры сложились традиции различных видов путешествий: экспедиции в поисках Эльдорадо и политической утопии, паломничества к святым местам, странствия в целительных целях, развлекательные круизы…

История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к путешествиям ученых греков и римской аристократии. В средние века – в Европе странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому. Начиная с середины XVI века, жители Северной Европы регулярно ездили в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. В Англии получил распространение гран-тур – поездка состоятельных молодых людей на континент, чтобы получить там законченное образование. Гран-тур играл и репрезентативную роль: одним из условий признания положения человека в обществе стала обязательная поездка к истокам европейской культуры. Путешествия были в то время продолжительными: 2-3 года, маршрут планировался заранее, в поездке молодого человека сопровождал опекун. С конца XIX владельцы частных пансионов включали в программу путешествия по Европе для усовершенствования воспитанников в иностранных языках и приобретения полезного опыта.

В России эта традиция берет начало с петровских времен: вхождение в число ведущих европейских держав подразумевало и образовательные путешествия «государевых слуг» за рубеж. Будущим дипломатам и военным предстояло завершать свое образование в европейских академиях. В годы царствования Екатерины II в среде придворной аристократии было принято отправлять своих отпрысков «на сыскание наук» за границу. Не имевшие собственного дохода медалисты Санкт-Петербургского кадетского корпуса могли три года путешествовать за границей за казенный счет. В инструкции для таковых офицеров было записано: «всякое путешествие должно иметь предметом просвещение».

Помимо путешествий за границу для будущих учителей государственных деятелей считались необходимыми и путешествия по России – «для примечания достойного к сведению в своем отечестве».

Государственные преобразования требовали привлечения компетентных специалистов: в противовес приглашению иностранцев стала поощряться временная эмиграция соотечественников с научно-познавательными целями. По возвращении на родину они, как правило, отличались высокой степенью социальной активности, способствовали становлению передовых научных школ и развитию общественного сознания. В 1777 году содержатель благородного пансиона в Москве Вениамин Генш пишет «План приемлемого путешествия в чужие края», он включал знакомство с университетами, искусством и постановкой фабричного дела. Это было первой попыткой организовать коллективную поездку за границу с туристскими целями… (Т.М.Ковалева «Образовательный туризм»).

Таким образом, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия школьника, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.

Музеи, театры, путешествия
Дошкольники - посещение музеев и выставок в соответствии с программой (Исторический музей, Кремль, Музей прикладного искусства, Зоопарк и др.).
1-4 классы - Музей сказок, Музей прикладного искусства, Музей Чуковского, Кукольный театр и др."С героями любимых сказок по залам Оружейной палаты" "В гостях у боярина. Палаты в Зарядье" и др.
5-11 класс - посещение музеев, театров и выставок в соответствии с программами по предметам, а также по желанию учащихся.

Вверх